
Спойлер
Заявления основаны на данных, предоставленных местным надзорным органом в сфере связи Роскомнадзором. В беседе с "Известиями" правительственное агентство сообщило, что в 2023 году оно заблокировало или удалило более миллиона ссылок на контент, нарушающий авторские права, что более чем вдвое превышает количество заблокированных или удаленных в предыдущем году.
Хотя 1,1 миллиона ссылок — это заметное увеличение по сравнению с 485 000, зарегистрированными в 2022 году, удаление или блокировка ссылок на контент, предположительно нарушающий авторские права, — это именно то, что нужно. Сам контент, нарушающий авторские права, такой как фильмы, телешоу, музыка и что-либо еще, остается незатронутым. Новые ссылки на один и тот же контент могут появиться снова и снова быть удаленными; это увеличило бы количество удаленных ссылок, но само по себе не показало бы, что объемы пиратства увеличились.
Не то чтобы небольшое уточнение облегчило понимание ситуации с российским пиратством.
Виноваты западные компании
Исследования показали, что когда хороший контент доступен легально, удобно и по справедливой цене, легальные продажи имеют тенденцию к увеличению. Когда контент вообще не доступен на определенном рынке, независимо от того, пиратствует ли этот контент одним человеком или 10 миллионами, уровень пиратства для этого продукта немедленно достигает 100%.
После того, как западные развлекательные компании ушли с российского рынка после вторжения в Украину в 2022 году, легальное потребление любого нового контента в России стало невозможным. Таким образом, по умолчанию любое потребление приведет к увеличению уровня пиратства в отношении продуктов с ограниченным доступом. В ответ на просьбу "Известий" прокомментировать последние статистические данные Роскомнадзора по борьбе с пиратством Юрий Злобин, президент антипиратской группы "Русский Щит", обвинил в этом западные компании.
Злобин говорит, что, если западные правообладатели и дальше будут плохо относиться к российским потребителям, пиратство будет продолжать беспрепятственно расти из-за отсутствия контроля западных правообладателей в России. Если правообладатели не смогут защитить свой контент, никто другой не сделает это за них, сказал он.
«Если западные бренды не хотят бороться с пиратством в той или иной стране, это означает, что они фактически легализуют пиратство своего контента», — добавил Злобин.
Сначала обвиняйте Запад, а потом пытайтесь исправить ситуацию
Хотя есть вероятность, что Злобин имел в виду «эффективную», а не «реальную» легализацию пиратства, отсутствие правоприменения само по себе не легализует пиратство в чем-либо, и, насколько нам известно, это применимо повсюду. Тем не менее, правоприменение важно; если все сделано таким образом, чтобы это вызывало отклик или было просто эффективным, уровень пиратства действительно может снизиться.
Однако фундаментальная проблема, похоже, подрывает утверждения о том, что в этом виноваты западные компании.
Если мы признаем, что уход с российского рынка увеличивает пиратство в отношении продуктов, которые больше не доступны на законных основаниях, и признаем комментарии Злобина о том, что неспособность западных компаний обеспечить соблюдение своих прав увеличивает пиратство, это приводит к нескольким важным вопросам.
Если объем уведомлений об удалении действительно увеличился за год вдвое, и в предполагаемом росте пиратства по причинам, изложенным выше, виноваты западные компании, то кто отправлял все эти уведомления и для чьего содержания?
Если бы западные компании отправили уведомления, это было бы защитой их прав, вопреки утверждениям, утверждающим иное. Если рост количества уведомлений об удалении произошел из-за того, что незападные правообладатели защищали свой контент, то как это связано с тем, что западный контент становится недоступным для легальной покупки?
Западные компании научили россиян пиратствовать…
Злобин, очевидно, прав, когда говорит, что ситуация в России ухудшилась за последние пару лет. После многих лет напряженной работы многие потребители действительно привыкли получать контент легально. И да, уход с легального рынка, который они отстаивали в России, означает, что западные крупные компании потеряли этих потребителей.
Эти аргументы довольно веские, но следующая часть – не так уж и весома.
«[Западные компании] фактически научили российских клиентов бесплатно получать необходимый контент», — заявил Злобин, сообщают «Известия». «Это своего рода ответ на санкции и некорректное отношение».
Сделали ли другие игроки рынка в России аналогичные выводы?
Российским пиратам тоже нравится местный контент
В комментариях «Известиям» легальная онлайн-платформа потокового вещания «Премьер», похоже, подтверждает, что западные компании не несут ответственности за рост количества уведомлений об удалении. В компании заявили, что, поскольку официальной стороны, способной подать заявление в Роскомнадзор, нет, защитить свои права в России сложно. Однако западный контент — не единственный контент в городе.
«Пираты потребляют не только западный контент, но и проекты российских онлайн-кинотеатров, поэтому в прошлом году мы усилили защиту нашей фильмографии», — рассказали изданию онлайн-кинотеатры.
Представитель START, местного стримингового сервиса по подписке, который, как сообщается, демонстрирует рост, говорит, что системы правоприменения оптимизируются для борьбы с угрозой пиратства в России.
«Для оперативного поиска нелицензионного контента в СТАРТ имеется антипиратский отдел, который занимается поиском пиратских ссылок, защищает контент, а также проводит разведку с использованием открытых данных», — рассказали «Известиям» в компании. «Мы создали собственное автоматизированное антипиратское решение, благодаря которому до 80% ссылок обрабатываются автоматически».
Игра с обвинениями
Вся эта дискуссия началась на том основании, что увеличение количества уведомлений об удалении означает реальный рост пиратства. Однако, по мнению двух комментаторов, западные правообладатели не соблюдают свои права, в том числе не подают уведомления об удалении.
Было бы полезно получить дополнительную информацию, но это говорит о том, что незападные правообладатели не только сумели восполнить дефицит уведомлений об удалении, оставленных западными правообладателями, но и затем за год отправили вдвое больше уведомлений. Если довести этот сценарий до логического завершения, то всплеск уведомлений, вероятно, связан с незападным контентом , контентом, который доступен в России и легально доступен для покупки.